"Нижнекамскнефтехим" не признал своего поручителя из Ростова-на-Дону
14 сентября 2004 года
Справка: Совладельцами ОАО НКНХ являются ОАО «Связьинвестнефтехим» (100% его бумаг находится в собственности правительства Татарстана), владеющее 40% голосующих акций, коммандитное товарищество «Нижнекамскнефтехим и компания» (18,3% голосующих бумаг, при этом 51% голосов принадлежит самому НКНХ, 49% — IBH), ОАО ТАИФ (11,4%), — ЗАО «Депозитарная компания “НИКокойл“» (номинальный держатель, 9,5%), прочие юридические лица (14,1%), физические лица (6,7%).
Инвестиционная компания IBH, как второй полный товарищ коммандитного товарищества «Нижнекамскнефтехим и компания» (КТ) с 1997 года по договору с нефтехимическим комбинатом управляет делами товарищества. В 2002 году между партнерами начался конфликт. НКНХ как второй полный товарищ обнаружил в деятельности IBH «грубые», на его взгляд, нарушения ИК своих обязанностей. Он обвинил ИК в использовании незаконной схемы при скупке акций химкомбината, высоких расходах на аренду помещений в Москве, а также других неоправданных, по мнению НКНХ, затратах. Прошлым летом химкомбинат предложил IBH добровольно выйти из товарищества, предложив в качестве отступного около $2 млн, но компания отказалась. Тогда НКНХ потребовал исключить IBH из состава КТ через суд. В октябре прошлого года Арбитражный суд Москвы удовлетворил этот иск, но IBH через полтора месяца удалось опротестовать это решение в апелляционной инстанции. Сейчас незаконность пребывания IBH в составе товарищества в судах доказывают вкладчики КТ.
IBH подала свой иск к НКНХ о признании недействительными решений годового собрания акционеров общества в части избрания нового совета директоров общества в конце июля. Основанием для заявленных требований, по информации „Ъ“, стали нарушения прав коммандитного товарищества как акционера, чья кандидатура в лице Андрея Павлова (который и подал иск) не была включена в список кандидатур для голосования в новый состав совета директоров ОАО.
Первое предварительное судебное заседание по иску IBH состоялось 27 августа. Соответчиком должна была выступать ростовская некоммерческая организация «Союз компаний СТК-ЮГ», с которой, по данным источника „Ъ“ на НКНХ, IBH заключил договор поручительства для представления интересов НКНХ на данном судебном процессе. Однако юристы НКНХ, получив определение Ростовского арбитражного суда, сами прибыли на процесс. По ходатайству ответчика (соответчик на суд не явился), заявившего, что на НКНХ не поступило исковое заявление от IBH, суд перенес заседание на 21 сентября.
Как рассказал вчера „Ъ“ представитель НКНХ Айдар Султанов, ростовский суд «неожиданно» изменил дату судебного разбирательства на 13 сентября, о чем уведомил НКНХ копией своего определения. Вчера ответчик выразил свое недоумение по этому поводу на суде. По его словам, судья Елена Икрянова тоже была удивлена произошедшим «недоразумением». В итоге судебное заседание было перенесено на конец сентября по ходатайству ответчика, который в очередной раз заявил о неполучении НКНХ искового заявления. Его копию представители ответчика получили вчера в ходе слушаний.
По словам господина Султанова, IBH не имел права заключать договор поручительства на представление интересов НКНХ в суде с некоммерческой организацией, к тому же не имеющей никакого отношения к химкомбинату. «Это было сделано для того, чтобы искусственно поменять ответчика и оставить НКНХ в неведении о данном процессе», — сказал Айдар Султанов. Он отметил, что все попытки юристов НКНХ связаться с СТК-ЮГ и узнать, каким образом эта организация оказалась в роли поручителя нижнекамского химкомбината, ни к чему не привели.
ТАТЬЯНА КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ-Казань